За последние десятилетия экономика развилась до такой степени, что медицина, как одна из важнейших ее отраслей, была прочно вплетена в общую сеть рыночных отношений. Медицинский рынок не стоит на месте, изменения заметны и происходят регулярно.
Основной вектор этих изменений – сокращение государственного сектора, переход к частным, хорошо оснащенным клиникам. А для того, чтобы развитие было еще более успешным, необходимо привлекать к работе медицинских маркетологов, ознакомиться со спецификой работы можно на сайте https://marketingolog.ru/.
Рынок медицинских услуг – конкурентное пространство, в котором за последние годы появляется много изменений, касающихся этичности и построению взаимоотношений между всеми участниками и управленческих решений. Широко распространилась и такая профессия, как медицинский маркетолог. Какие задачи выполняет этот специалист, мы разберемся в этой статье. Разбор осуществляет Виктория Королева – квалифицированный специалист в сфере продвижения.
Говоря о продвижении и управлении с целью достижения успеха, в первую очередь стоит отметить один документ, который не был принят в прошлом году. Согласно тексту этого документа, руководители медучреждений должны иметь высшее образование. Справедливо, а главное, правильно ли подобное решение? Это непростой вопрос, требующий внимательного рассмотрения.
Как показывает практика, успешно руководить клиникой могут именно управленцы, а не врачи с высшим профильным образованием. Понимание хотя бы основ медицины – значимый фактор, но так ли он важен, если речь идет об управлении, а не лечении пациентов? Представителями топ-менеджмента клиники становятся маркетологи, HR и пиарщики. А к работе по продвижению стоит привлекать только отраслевых подрядчиков, которые будут разрабатывать дизайн, создавать сайты и многое другое.
«Маркетинговая магия»
Интересный термин «Маркетинговая магия» был найден в статье, в которой автор рассказывал врачам о маркетинговых показателях. Основная мысль статьи заключается в том, что некоторые показатели может высчитать любой человек, имеющий опыт работы в бухгалтерии, однако есть важный нюанс – «маркетинговая магия».
Что это значит? Если рассмотреть вопрос шире, можно отметить, что основной задачей маркетолога, взаимодействующего с врачом клиники, является достоверное донесение информации обо всех значимых параметрах и правильная постановка задач.
Каждому маркетологу важно понимать, что врач – это сотрудник клиники, у которого есть множество других дел и он не заинтересован в том, чтобы изучать термины, коэффициенты, проводить анализ показателей. Именно поэтому важно наладить взаимодействие между сотрудниками разных отделов, чтобы получить общий положительный результат и избежать конфликтов.
Главные управленческие ошибки:
- минимальный бюджет на маркетинг;
- недостаток персонала в отделе продвижения;
- отсутствие референсных показателей;
- плохо проработанная (или отсутствующая) стратегия позиционирования.
Нередко проблемой становится и отсутствие у специалистов хорошей подготовки, навыков продвижения. Несмотря на то, что сегодня мы окружены информацией со всех сторон, обработать ее не так просто, как кажется, и это приводит к принятию неправильных решений.
Иногда врачи и маркетологи не могут понять друг-друга, будто говорят на разных языках и эту проблему нужно решать, нанимая компетентных специалистов. Мы всегда стремимся применять лишь доказательную медицину, но что, если появится еще одно направление – доказательный маркетинг?
Важность достоверности и правильной проверке данных
Маркетинг – прикладная наука, а значит, необходимо постоянно пополнять существующую базу знаний новыми исследованиями и наблюдениями. Краеугольным камнем для этого становится «размытость» профессии врача, что особенно заметно в SMM продвижении.
Достаточно заглянуть в социальные сети, чтобы понять – на просторах интернета появилось много профессий, созданных специально для социальных медиа – это стоматологи-эстетисты или пластические хирурги.
Другие врачи – онкологи, педиатры итд. тоже принялись вести аккаунты и «вдруг» оказалось, что многие из них знакомы с эстетикой, пишут отличные тексты. Иное дело – соцсети клиник. Возникает ощущение, что копирайтеры, выполняющие работу за бесценок, не особенно заинтересованы в создании качественного контента.
Что мы видим в итоге? Грубые ошибки не только в медицинской терминологии, но в лексике, предоставление недостоверной информации. Все это отпугивает пациентов.
Этика – новая маржа
Каждый, кто ведет медицинский бизнес, должен осознавать одну важную вещь — заболевший человек уязвим и хочет к себе особого внимания. Это в свою очередь заставляет вести бизнес с учетом состояния пациента. Здоровье человека, который обратился в клинику – приоритет.
Хороший маркетолог осознает, что здоровье – это то, чем человек не готов пренебречь, и тема «инвестиций в здоровье» — это не та сфера, которую требуется «раздувать» искусственно, преувеличивая факты, запугивая человека. Важно соблюдать этику и моральные нормы, предоставлять пациенту нужные ему услуги и уделять внимание знакомству пациента с врачом для построения доверительных отношений.
В большинстве клиник именно маркетолог (а не врачи), строит корпоративную культуру и структуру бизнеса, а значит, обладает знаниями, которые нужны каждому собственнику клиники для успешного развития и принятия правильных решений.